stopwor (stopwor) wrote,
stopwor
stopwor

Categories:

В единстве наша сила?

Опорными точками в развитии европейской цивилизации как известно являлись Афины, Рим и Иеруслим.
Афины стали мозговым центром западной цивилизации. Они создали её философию,духовную основу и идеалы прекрасного. Они подарили миру прелести свободы и богатства гения, показали красоту мысли и ума.
Рим же явил человечеству силу воли и мощь подчинённого ей действия. Именно он показал потрясённому человечеству весь захватывающий дух размах и потрясающий пафос величия.
Но наиболее интересным из этой троицы является Иерусалим.
Он никогда не был столицей мировых империй, определявших облик европейской цивилизации — центром греческого или римского мира.Более того, он вообще не был частью европы. Но именно его народ дал европе то, чего ей так недоставало.
Почему это маленькое и слабое в мировых масштабах государство приобрело такое значение? Как этот город стал метрополией самой значительной мировой религии?

Именно Иерусалим а не Рим сумел поразить воображение тогдашнего человечества, завладеть его помыслами и стать самым потрясающим, самым лучшим и самым сильным событием в мировой истории. Иудейский народ решительно доказал что он является самым великим народом в мире.
Он смог предложить людям то, что до этого им не предлагал никто -монотеистическую религию. Это была могучая сила, изменившая весь мир. Но явившие миру эту силу иудеи не сумели ею воспользоваться. Созданная ими она выщда из под их контроля и стала достоянием всего мира. А иудеям пришлось рассеятся по этому миру, не обретя даже толики от той мощи, создателями которой они являлись.
Фактически сложение основ общемировой религии в маленькой, jбособленной нации являлось такой же загадкой как и завоевание маленьким, обособленным городом мирового господства. Поэтому не так уж удивительно, что общемировая по своему духу религия быстро заняла присущее ей в мире место, перейдя в столицу тогдашнего мира -Рим.
И после того, как эта, гигантская политическая монархия рухнула, на её руинах возникла другая исполинская монархия -нравственная.Диктатуру оружия сменила диктатура единой веры, впрочем очень быстро переставшая отличатся от каких либо других диктатур.
При этом сам Рим, сначала воспринявший греческую науку а затем иудейскую по происхождению религию сам ни создал абсолютно ничего -ни религии ни науки ни даже того права, которое повсеместно именуется римским. Но он явился тем центром, который по прежнему был способен нести достижения цивилизации по всему миру, облекая новые знания и веру в плоть и форму.
Это была новая плоть и новая форма, тоже не встречавшиеся никогда ранее. Рим разрушил узкие границы национальных общностей, свёв всё к одному общему порядку. Он сменил многообразие несовершенных форм управления единой властью, впервые в истории подарив такому количеству народов управление равное для всех.
Этот принцип общности, одной семьи, независимо от того, насколько желанным он был, оказался выше греческих и многих других прекрасных ценностей, являвшихся при этом проявлениями индивидуализма. Но прошли столетия и римский коллективизм уступил коллективизму созданному в иудеи. Он оказался способным дать людям то,что не дала им римская империя. Именно в нём зародилась мысль что нравственное мировозрение может составить основу гражданского единства.
По сути христианская и мусульманская религии и являются религиозными воплощениями идеи, влекущей к себе большую часть ойкумены, идеи настоящего государства -государства, вобравшего в себя весь известный мир. Той идеи, которая на практике была воплощена Римом ещё до появления первой из этих религий. Как сказал один из величайших римских поэтов, Вергилий:
«Римлянин!
Ты научись править державно!
В этом искусство твоё!”

Рим был той благодарной почвой, на которой только и могли взойти семена христианской религии. Ведь эллинский мир оставлял за своими пределами варваров, а Израиль противопоставлял себя язычникам. И лишь римская империя не делила людей на своих и чужих и была готова принять всех.
Человечество лишь смутно осознавало, насколько важна для него эта идея. Идея единственного настоящего государства -государства всеобщего. Тем не менее эта идея жива в нём до сих пор и попытки её осуществления не прекращаются и в наше время. Пусть они ведутся разными методами и в разной форме - всемирных рейха, или халифата, мировой системы социализма или всеобщей глобализации. Человечество по прежнему проявляет интерес к идее -подлинного единства -возможности жить по одним законам и под одним управлением. Несмотря на опыт тысячелетий ему всё ещё кажется, что это может дать людям какие то преимущества.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments